Обработка вокала в Adobe Audition 3

Прежде, чем вы приступите к чтению, ознакомьтесь с более новой статьей
СПОСОБ 2. УЛУЧШЕННЫЙ ВАРИАНТ.




Прежде чем я начну писать эту публикацию, хочу сразу предупредить о том, что речь пойдет о том, как обработать вокал максимально быстро (на скорую руку). Я не гарантирую профессионального качества звучания, но оно будет приближено к нему.
Многие начинающие вокалисты часто сталкиваются с проблемой отсутствия нормального микрофона или с неразборчивостью речи в своих фонограммах. Я попробую оказать некоторую помощь в исправлении этого недостатка с помощью программы Adobe Audition 3.
Допустим у вас есть эта программа. Опишу пример облагораживания тенора и баритона мужского голоса. Я не буду делать акцент на эффект присутствия и удаление носового побочного звука. Скажу сразу, что если вы поете через нос, то в конце ниже описанной обработки нужно поиграться эквалайзером В УЗКИХ полосах частот в районе 1 кГц. Для работы достаточно иметь недорогой микрофон, к примеру марки Shure SM, PG - 58, 48 или аналогичный. Китайские микрофоны по 100 рублей не дадут хорошего результата, хотя стоит поэкспериментировать.
1) Первое, что нужно сделать - это записать вокал в файл WAV (без компрессии). Желательно, чтобы частота дискретизации аппаратно-записывающего устройства была не менее 48 кГц (я считаю эту частоту, в данном примере, золотой серединой). Ниже предоставляю рабочий экран с окном программы Adobe Audition.
Далее необходимо открыть файл с записью и приступить к следующему этапу.
2) На поле сигнала найдите "чистый" участок (тот где нет голоса) и выделите его как показано на рисунке. Теперь создайте профиль шумов. Сейчас мы будем подавлять эти шумы. В меню выберите шумоподавление (Effects > Restoration > Noise Reduction) и импортируйте выделенный профиль кнопкой Capture Profile. Сохраните профиль в файл кнопкой Save. Нажмите "Cancel" или "Close", чтобы не применять шумоподавление к выделенному участку.
Выделите всю волну и выберите тот же шумоподавитель. Тут для всей волны можно использовать настройки профиля шума из только что сохраненного профиля шума. Значение Reduce by будет влиять на качество звука. Отрегулируйте его вручную так, чтобы понести минимальные потери в качестве записи. Результат всегда можно прослушать нажав кнопку Preview (Предпросмотр).
3) Динамический процессор. Ваши тихие вздохи при исполнение, шум кулеров, щелчки и соседский пес могут навредить записи. Поэтому нужно выровнять динамику записи так, чтобы тихие звуки небыли слышны, а средние оставались на месте. Есть еще и громкие - они должны стать тише. Таким образом вокал станет ровнее. Выделите всю запись и в меню выберите эффект динамического процессора.
На рисунке показано, как шустро через меню найти его. Еще там показана волна записи одного слова "Совсем". Всплесками отображаются шипящие звуки, которые могут здорово напакостить всей записи. Их вообще можно убить эквалайзером опустив частоты в районе 8 кГц. Но тогда вокал потеряет очень много в разборчивости и насыщенности. Короче получится редчайший отстой. Голос человека спектрально очень богат, и жертвуя какой-либо частотой, вы жертвуете реалистичностью и звучанием вообще. Возвращаюсь к динамическому процессингу. Посмотрите на размах волны. Прикиньте, какова средняя амплитуда сигнала. На графике динамического процессора отображена кривая зависимости выходного сигнала от входного. Углубленное изучение этого эффекта займет слишком много времени и у вас и у меня. Очень советую статейку, где коротко и ясно рассказывается о назначении этого эффекта.
На рисунке показан график, который позволяет убить слабые нежелательные звуки. Такие как вздохи, стук часов или слабый звук музыки, который доносился из наушников во время записи. Верхние границы ограничивают сильные звуки. На графике я выстроил этот компрессор по-своему. Я выставлял нижнюю границу так, чтобы слишком слабые посторонние звуки во время моего молчания не были слышны. Вы же настраивайте под себя, как будет угодно вашему драгоценному слуху. Жмем ок и поехали дальше.
4) Эквализция вокала. Особо ответственная стадия.
На рисунке показано, как шустро найти эквалайзер. Надеюсь, что вы успели наплевать в микрофон звуков п, б. Эквалайзер их может здорово сгладить. Убираем нижнюю границу частот. Ее впринципе можно фильтровать с помощью фильтров Low pass / high pass, но я воспользуюсь эквалайзером.
При этом одновременно подниму высокие частоты "по вкусу" в диапазоне 14-25 кГц. Этот диапазон придает особую разборчивость текста в вокале и насыщенность вокала (хрипотца, звуки ть, ди, к).
5) Посмотрите на амплитуду сигнала. Посмотрите, какие самые громкие границы вы хотите обрезать, чтобы вокал был максимально ровный. Ровный вокал - половина успеха. На шкале размаха амплитуды в децибелах определите, до какого уровня будем убирать слишком громкие вершины. Теперь воспользуемся "Жестким лимиттером" (Effects > Amplitude and Compression > Hard Limitter).
На рисунке достаточно информативно изображено как он работает. 6) Нормализуйте звук (Effects > Amplitude and Compression > Normalize)до -4 дБ (или вообще по вкусу как нравится, но желательно, чтобы эта цифра была ниже чем -1 дБ).

Думаю, что описана главная стадия обработки вокала на скорую руку. Результат получится очень удовлетворительным. Всегда надейтесь на свои уши. Данная технология может быть оспорена, но она неплохо работает. Я не настаиваю на том, чтобы вы принципами такой обработки пользовались. Предоставляю материал, записанный этим методом.

Делайте как мы, делайте лучше нас. Все предложения в комменты. Спасибо за внимание.


Комментарии

sfairat написал(а)…
О, как раз то что надо статейка, еще б побольше деталей - было б вообще отлично
Анонимный написал(а)…
Радует, сколько ваш блог неустанно развивается. Такие посты исключительно прибавляют популярности.
Анонимный написал(а)…
Интересно написано....но многое остается непонятнымb
Анонимный написал(а)…
Напишите как с помощью программы Adobe Audition 3 можно сделать такой эффект как в песне из статьи, типа эхо, повторение, распишите по деталям пожплуйста?
Анонимный написал(а)…
Статья крайне запутанная. Сначала рассказывается про одно, затем о другом, потом опять возвращается к первому, и так далее.

Как учебный материал - она негодна вообще. Знания хорошие выложены, но как мануал она просто никакая.

Следует её переписать - даже не переписать, а переоформить, просто сохранив логическую последовательность действий.

Для автора, когда он писал её, не представляло собой загадок последовательность - он уже смотрел на окно с программой, и описывал.

Для читающего и воспринимающего - тихий ужас.

Отдельного разговора заслуживают скрины - они слишком мелкие, на них ничего невозможно прочесть.

Далеко необязательно, что у всех людей, читающих статью, куплена и установлена одна и та же версия cool edit\audition. Следовательно, скрины требуют с предпросмотром, либо просто большего размера. Также необходимы в тексте самой статьи чёткие цифровые значения, как, например, графика на digital processing.

Итог: как учебный материал статья не представляет собой никакой ценности, так как иметь знания, и иметь способность к их передаче - это два разных процесса.

Рекоммендации к переоформлению приведены.

Есть ещё одна, но её выполнить сложнее: почистить текст от слов-паразитов.

Пример:

"По уму, если судить, то голос человека спектрально очень богат, и жертвуя какой-либо частотой, вы жертвуете реалистичностью и звучанием вообще." ---> Голос человека спектрально очень богат, и жертвуя какой-либо частотой, вы жертвуете реалистичностью и звучанием вообще.

По содержательной части: совершенно не раскрыт принцип работы digital processing. Люди пишут совершенно на различном оборудования, и тот график, что хорош для одного, уже не сгодится для другого.

Без раскрытия же минимальных принципов работы - не надо глубокой теории, это слишком для формата статьи - график безполезен.

То есть, его работа понятна профессионалам, но профессионалу тогда непонятно, зачем ему читать это.

И это важно.

Больше замечаний нет.
Игорь написал(а)…
Вам бы не критиковать, а статьи писать, толку больше будет. У вас талант к этому.
Анонимный написал(а)…
Тут кто-нибудь разбирается в радио? Нужен коллега, который рассказал бы вкратце о транзисторе Т2 (не понятно как проверить гв = гв1). Надеюсь, радиолюбители тут “водятся”. Если не по теме совершенно, то извините. Вынужден написать, выхода просто не вижу. ЗЫ: если орфография не правильная то тоже извините, мне 13 лет только.

Хороший сайт! Все красиво сделано.
Кальянов написал(а)…
Я разбираюсь в электронике. Вопросы по электронике лучше задать тут http://l-dip.ru/forum/
OlyaSweet написал(а)…
А мне очень понравилось! Спасибо)
Анонимный написал(а)…
а в случае записи экстремальных техник вокала, таких как scream-vox эта обработка подойдет? заранее спасибо за ответ
Кальянов написал(а)…
Техника проверена только на баритоне. Пробуйте, экспериментируйте.
Анонимный написал(а)…
Всё кратко и понятно))хорошая статейка)))
Анонимный написал(а)…
ребят ну вы чё незнаете как эхо делается, элементарным повторением на следующей дорожке, я например записаваю несколько раз для эха и все дела
Анонимный написал(а)…
статья помогла не только в записи вокала но и в записи гитары пригодилсь немного . спасибо)

Популярные сообщения из этого блога

Простейшее реле поворотов 12V 24V

Aptio Setup Utility Установить Windows на ASUS S200E с USB флешки dvd-rom

Запись и улучшение звучания вокала в Adobe Audition1.5